Меню
16+

"ПРИХОПЕРЬЕ" - газета Алексеевского района Волгоградской области

08.04.2018 05:58 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 07.04.2018 г.

ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА ПАСХИ

Автор: Инна Фадеева
зав. отделом писем

Сегодня православные отмечают Светлое Христово Воскресение

Удивляться чуду воскресения

Как ни удивительно, но празднику Пасхи на Руси не так уж много лет – всего лишь одиннадцать веков: официально он был введен в апостольские времена, в конце десятого века. Любопытно также то, что изначально Пасха была настолько благочестивой, что в это время вообще не допускались никакие народные гуляния (даже верховая езда не одобрялась), а полагалось исключительно удивляться чуду воскресения. Но со временем нравы смягчились, и люди вздохнули свободнее.

Иностранцам на удивление

Пасха всегда была одним из любимейших народных праздников. Встречали ее решительно везде – от московского Кремля до самой бедной избушки в сибирской тайге. Причем праздновали с таким размахом, что иностранцы только рот раскрывали от изумления. Один любитель путешествий даже выпустил в 1620 году в Лейпциге специальную книжку о русской Пасхе, где, в частности, написал: «На всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя». По подсчетам педантичного немца, в пасхальную неделю каждый русский дарил друзьям, знакомым и просто кому ни попадя до двухсот яиц, а уж подсчитать количество взаимных поцелуев и вовсе было невозможно.

Красные яйца – от государя

Особенно активно приходилось целоваться русским царям. Им полагалось творить целование во уста» с патриархом, митрополитом, архиепископами, епископами, архимандритами, игуменами и протопопом Успенского собора. При этом государи всем жаловали красные яйца — не только боярам, но и тем, кто гулял рядом с собором. В результате этих правил за царем-батюшкой следовали до пяти специальных телег с пасхальными яйцами. Пустели они быстро, но на третий день Пасхи начинался обратный процесс: многочисленные священники, чиновники и просто гости, в свою очередь, дарили царю припасенные яйца и тогда количество телег доходило до десяти.

Торжество пасхальной ночи

Что касается простого народа, то женщины всю Страстную седмицу приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили стены и так далее. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и собственно пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем и украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь слушать пение «страстей». Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой — зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась припасенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в двенадцать часов, после утрени, в церковной ограде начинали палить из пушки или ружей. Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойным родителями или другими родственниками. На могилах оставляли кусок пасхи и кулича (обязательно освященного – ведь не пройдя освящения, кулич так и остается всего лишь сдобным пирогом). Лишь после этого можно было идти домой – христосоваться и разговляться с домашними.

Веселись, гуляй народ!

Отдельно стоит остановиться на алкогольной тематике. Пить вино можно было только после того, как отслужены все молебны. Но уж когда этот момент наступал, народ гулял и веселился с завидным азартом. Взрослые гостевали друг у друга, выпивали, пели песни и с особенным удовольствием посещали колокольню, где и трезвонили иной раз до четырех – пяти часов вечера. Исторические документы свидетельствуют, что батюшка посылал дьячков унять развеселившийся люд и прогнать всех посторонних с колокольни от греха подальше.

Лучшие пасхальные традиции сохранились в современной России. В первую очередь, это касается приготовления куличей и других праздничных продуктов, участие в праздничных литургиях целыми семьями.

По материалам «Православных календарей» подготовила Инна ФАДЕЕВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

12