Меню
16+

"ПРИХОПЕРЬЕ" - газета Алексеевского района Волгоградской области

23.02.2020 06:55 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 22.02.2020 г.

И В ГОДЫ ТЕ В МОРЯХ ДОРОГИ НАШИ БЫЛИ

Автор: Николай Степыгин.

Фото из личного архива А.Г.Ефремова и Ивана СТЕПЫГИНА.

Главный старшина ВМФ запаса Андрей Геннадьевич Ефремов свою службу в качестве военного водолаза вспоминает почти каждый день

Когда Андрей Ефремов вернулся из армии, ему целый год приходили письма от сослуживцев. Как правило, армейская дружба крепка как никакая другая, но уходит солдат на дембель, и связь прекращается, ведь у человека гражданского свои заботы, у военных свои. А ему писали, потому что очень уважали главного старшину Ефремова, Андрей для них был опорой на службе.

Он родился и вырос в старинной казачьей станице Усть – Бузулукской. Школьная пора, время взросления пришлись на спокойные, стабильные семидесятые. Особо от своих сверстников не отличался, учился ровно, немного хулиганил, но скорее из озорства. Ему посчастливилось пройти удивительную школу в легендарном духовом оркестре, который создал и лелеял до конца своих дней Александр Иванович Еремин, личность действительно великая.

- Через оркестр прошли почти все наши пацаны, – вспоминает Андрей Геннадьевич. — Он брал в оркестр любого желающего и знал, что те, кто записывается просто так, скоро уйдут, а вот ребята, которые действительно увлеклись духовой музыкой, оставались надолго. Я до сих пор не знаю где он брал инструменты, с кем договаривался о наших поездках.

И оркестр гремел во всех смыслах на всю Волгоградскую область. Закончил Андрей десятилетку и отправился в город Киев поступать в строительный техникум. Выбор сделал осознанный, привлекала его самая мирная профессия. Но фортуна отвернулась, он банально не прошел по конкурсу. Было и такое. Решил времени даром не терять, отдал документы в проф-техучилище на сварщика, справедливо полагая, что эта специальность уж точно всегда прокормит. И вот тут началась его морская, а вернее, водолазная часть биографии.

- По линии ДОСААФ меня направили на курсы аквалангистов во Дворец подводного спорта, — рассказывает о тех днях Андрей Геннадьевич. – Занимался с удовольствием, все — таки на Хопре вырос и воды не боялся.

Осенью 1983 года пришел его черед Родине послужить. Призывника сразу направили в Севастопольскую школу водолазов, единственную в Союзе. Матрос Ефремов попадает в подразделение, которое готовит средних водолазов, с допустимой глубиной погружения 60 метров.

- Но кроме этого мы осваивали подводную сварку, — о первых днях своей нелегкой службы он рассказывает подробно, словно все было только вчера. – У нас еще была первая рота, там готовили глубоководников, они могли опускаться на 250 метров, кроме того еще тренировали боевых пловцов. Условия подготовки были напряженными, но интересными, весь учебный процесс — строго по инструкциям. С первых дней внушали, что нет мелочей в нашем деле, море не прощает разгильдяйства и равнодушия, ведь речь идет, в первую очередь, о человеческой жизни.

После учебы матроса Андрея Ефремова оставляют на Черноморском флоте и направляют в бухту Стрелецкая. Местом его службы на 2,5 года стал водолазный морской корабль поисково – спасательной службы. Экипаж был небольшой, всего 25 человек, из них 6 водолазов. Он охотно рассказывает о своей службе, но в основном вспоминает тех, кто был рядом, про себя совсем мало. А ведь служил не хуже других. Во флотской газете есть заметка о том, как матрос Андрей Ефремов вместе с товарищами в сложнейших погодных условиях более 10 часов освобождал от стального троса ходовой винт грузового судна «Риний».

- Мы в любой момент готовы были прийти на помощь всем судам и подводным лодками пятой Средиземноморской эскадры, помогали и гражданским кораблям, — он снова и снова возвращается к будням флотской службы. – Девять месяцев мы находились в море, в основном это были Сирия, Порт Тартус, потом Севастополь, там тоже 9 месяцев, и снова отправлялись в Средиземное море. Ситуации случались самые разные, работали как с аквалангом, так и в трехболтовке — это костюм для больших глубин, шлем которого закручивается тремя болтами. Каждое погружение и особенно на серьезную глубину, это напряжение, а ведь еще и работать надо. И вот здесь я узнал, что такое взаимовыручка, когда действительно один за всех и все за одного. Сам водолаз, и те, кто его страхуют, должны быть предельно внимательными, хладнокровными, способными мгновенно принимать любые решения.

Водолазам, как и минерам, нельзя ошибаться, цена промаха слишком высока. Герой нашей публикации признался, что бравада типа, мол, ничего не страшно – пустая болтовня, позерство.

- Когда у тебя над головой десятки метров воды, а ты один, присутствует страх, обостряется чувство самосохранения, — в его словах нет ни капли геройства, честно говорит, как все было на самом деле. – Но ни в коем случае нельзя паниковать и успокаивает то, что наверху твои ребята, они подстрахуют, помогут, если не дай бог, случится внештатная ситуация.

О его добросовестной службе более чем красноречиво говорит звание главного старшины, грамоты и благодарности от командования. За мужество и самоотверженность, проявленные при выполнении водолазных работ в открытом море командиру отделения водолазов Андрею Ефремову объявлена благодарность начальника политотдела капитана второго ранга Чебыкина.

А еще служба запомнилась тем, что удалось побывать за границей, обрести новых, верных и надежных друзей. О водолазах командование проявляло настоящую заботу, один только многократно усиленный паек чего стоил. С особой благодарностью Андрей Геннадьевич вспоминает мичмана Савченко, и хотя гонял он своих водолазов по максимуму, но в обиду никому не давал. Именно служба на флоте окончательно сформировала характер сельского парня. Отзывчивый, трудолюбивый, остро реагирующий на несправедливость, надежный, умеющий сплотить вокруг себя людей – таким его знают земляки. Сегодня он трудится в жилищно — коммунальном хозяйстве администрации Усть – Бузулукского сельского поселения, причем назвать его конкретный род деятельности не рискну. Он и сварщик, и слесарь, и водопроводчик, т.е. любое дело спорится в его руках и не абы как, а основательно. Главу поселения Юрия Анатольевича Николюкина особо щедрым на похвалу не назовешь, но про Ефремова сказал без раздумий «Отличный работник, на таких, как Андрей Геннадьевич, всегда можно положиться».

В 2007 году семья Ефремовых переехала из Украины в станицу, и как оказалось не зря, непросто сейчас русскому человеку в некогда братской республике. Живут с родителями Андрея Геннадьевича — Галиной Васильевной и Геннадием Андреевичем, которые в Усть – Бузулукской люди известные: мама была председателем сельсовета, отец заведующим мастерской в Сельхозтехнике. Вместе с супругой Валентиной (она трудится в детском саду) воспитывают сына Илью.

Я долго разговаривал с Андреем Геннадьевичем и ловил себя на мысли, что он подкупает собеседника теплотой и обаянием, с ним общаться – одно удовольствие. В то же время это сильный, мужественный человек, способный на серьезный поступок. Хоть и говорит, что рассказчик из него никудышный, но тут лукавит, его рассказы о службе можно слушать бесконечно. А еще у него потрясающее чувство юмора, причем шутки искренние, добрые, ничего, кроме улыбки, не вызывают.

Во время разговора Андрей Геннадьевич искренне признался, что часто видит во сне корабль, море, нет — нет да и послышится шум волны, тревожные гудки военных кораблей. Убежден, что забыть эти годы нельзя, они стали школой мужества и жизненного становления. Навсегда.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

274