Меню
16+

"ПРИХОПЕРЬЕ" - газета Алексеевского района Волгоградской области

02.02.2021 08:23 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

И ГРОЗНОЕ ДЫХАНИЕ ВОЙНЫ...

ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

... Какой же недолгой, какой непрочной оказалась мирная жизнь. В 1941 грянула Великая Отечественная. И сразу мир для всех раскололся на то, что было вчера и казалось незыблемым, вечным и простым, и — войну.

Более шестидесяти мужчин ушли защищать Родину из хутора Становского. Только 1924 года рождения было призвано шестнадцать человек. В колхозе остались женщины, старики и подростки. Девчонкам, женщинам пришлось осваивать трактора: стране, фронту нужен был хлеб. Много хлеба. В лихую годину вывели в поле «железных коней» Евдокия Тимофеевна Васильева, Антонина Семеновна Корхова, Александра Ивановна Захарова, Прасковья Михайловна Васильева, Татьяна Петровна Диденкова. О том, как это было, и сегодня могут рассказать А.И.Захарова, проживающая в станице Усть-Бузулгукской, и Т.П. Диденкова, живущая в Волгограде.

Ярко запомнился становчанам 1942 год. День и ночь через хутор шло напряженное движение. Толпы беженцев, кто на подводах, кто пешком. Слышался рев коров, блеяние овец, стада гнали на восток, в эвакуацию. В восьмидесяти километрах от хутора, на Дону, гремели бои, отчетливо слышалась канонада. В небе постоянно кружили самолеты: и немецкие, и наши. К Дону двигались войска: пехота, артиллерия, шли танки.

Фронт приближался к Сталинграду. Хутор жил в постоянной тревоге. Ходили слухи, что скоро здесь будет враг. Чтобы колхозное имущество не досталось фашистам, были назначены ответственные факельщики, в основном, из числа детей-подростков. При подходе немцев они должны были факелами поджечь амбары с зерном, стога сена, правление колхоза, сельсовет...

Сталинград выстоял, враг был разгромлен.

Вскоре по хутору поползли слухи, что к нам пригонят пленных. Всем не терпелось посмотреть, какие же они есть, как выглядят. И вот зимой 1943 года в Становской под конвоем нескольких солдат приплелась колонна пленных. Здесь были немцы, румыны, итальянцы — грязные, оборванные, голодные. Колхозники с жалостью смотрели на них, бывших «завоевателей». Их разместили в здании клуба, там они жили несколько месяцев, почти без охраны. Некоторые из них, самые смелые, заходили в дома к колхозникам и, вытягивая лицо в улыбке, протягивали руку — просили милостыню. Жалея их, сердобольные люди отдавали последнее: кусок хлеба, вареную картофелину, лепешку из желудей. Тех, кто покрепче и поздоровее привлекали на колхозные работы. Но многие умерли и были похоронены в братской могиле. Весной, когда стаял снег, оставшихся в живых пленных этапировали дальше.

Рядом с клубом работала школа, в войну дети продолжали учиться. Тетрадей не было — писали на старых газетах. Чернила тоже делали из чего придется. Дети старались не только прилежно учиться, но и активно помогать взрослым. Они понимали, что тоже вносят свою лепту в победу над врагом.

Вот небольшая заметка из газеты «Колхозный труд» от 9 мая 1943 года «Помогаем колхозу». «Мы, учащиеся Становской начальной школы, прочитали письмо учащихся Усть-Бузулукской средней школы и взяли обязательство: каждому ученику 3-4 классов вскопать по 200 кв. метров колхозного огорода. Это обязательство нами выполнено. Весь заработок, причитающийся нам, мы передали в Фонд восстановления Сталинграда.

Зав.школой Попова, учащиеся А. Минаева, Н. Захарова».

А вот еще одна заметка из газеты «Колхозный труд» от 1 ноября 1943 года: «Теплые вещи бойцам».

«В Становском колхозе развернулся сбор теплых вещей для доблестных бойцов и командиров Красной Армии. Колхозницы М.Медведева, Е. Блинкова и другие принесли и сдали в комиссию по сбору теплых вещей 12 кг шерсти, 3 овчины, носки, варежки и другие теплые вещи. Сдавая свои теплые вещи, колхозники заявили: «Пусть эти вещи принесут на фронт нашу любовь и заботу к бойцам и командирам родной Красной Армии, которые ежедневно освобождают от немецких угнетателей новые города и села.

И. Медведицков, председатель сельсовета».

Не только в войну, но и после войны колхозники хлебнули лиха сполна. Не хватало тягла, приходилось пахать на коровах. Не было самого необходимого: хлеба, соли, спичек, керосина. В лесу собирали желуди, размалывали и пекли лепешки. Нечем было кормить скотину, приходилось раскрывать крыши сараев и этой соломой кормить быков, лошадей, коров. Население страдало от непосильных налогов. Каждый колхозник обязан был сдать государству масло топленое, яйцо куриное, шерсть, кожу свиную да плюс еще подписаться на займ. Кому-то из хуторян пришлось гнать скот в эвакуацию, многие из них зимой 1942 года расчищали дороги от снега для советских войск, направлявшихся в Сталинград. Немало становчан побывало на рытье окопов и противотанковых рвов, а некоторые по разнарядке побывали в разрушенном Сталинграде и приняли активное участие в расчистке его от руин и завалов.

9 мая 1945 года большинство моих земляков работало в поле: шла посевная. Вдруг вдалеке показался всадник, который быстро приближался к работающим. Все с тревогой смотрели на вестового: какую весть он сообщит — добрую или горестную. Подскакав к колхозникам, всадник на минуту приостановил взмыленного коня и прокричал: «Победа! Война окончена!» и сразу умчался дальше.

Услышав эти слова, все на какой-то миг остолбенели — до них никак не мог дойти смысл услышанного. А потом и радостные крики, и горестный плач — все смешалось... Люди радовались победе и оплакивали тех, кто больше не вернется. Работа прекратилась, колхозники сами себе сделали выходной. Именно таким запомнился моим землякам светлый праздник Победы, первый мирный день. Больше половины наших хуторян, ушедших на фронт, не вернулось домой. А те, что пришли, сразу включились в работу.

Иван МАХАЛИН, х. Становской (из литературного альманаха «Чтоб помнил мир спасенный…»).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

13