Меню
16+

"ПРИХОПЕРЬЕ" - газета Алексеевского района Волгоградской области

18.05.2019 08:17 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 53-54 от 04.05.2019 г.

ДОКТОР ВЕРЫ И НАДЕЖДЫ

Автор: Николай Степыгин.

На снимке: врач-невролог Алексеевской ЦРБ Л.В.Кулакова. Фото автора.

Без малого 25 лет врач – невролог Любовь Васильевна Кулакова отдала алексеевской медицине

Часто при подготовке так называемых личностных публикаций, а проще говоря, про конкретных людей, приходилось слышать отговорки, мол, времени свободного катастрофически не хватает, день и ночь горю на работе. Некоторые действительно кипели на службе, кто – то по привычке просто лукавил, добавляя значимости собственной персоне. Но здесь особый случай, само понятие свободное время для врача-невролога Алексеевской центральной районной больницы Любови Васильевны Кулаковой носит чисто абстрактный характер. Ее график предельно жесткий, и что-либо планировать более чем на сутки она не может. И это не громкие слова, не бравада о великой нужности, это ее жизнь, которая крепко — накрепко связана с нашей больницей и многочисленными пациентами.

Призвание

Она в семье доктора Василия Павловича и бухгалтера Марии Федоровны Обуховых была третьим ребенком, с разницей в возрасте от старших в 10 и 11 лет. До приезда в станицу Алексеевскую помотала их жизнь — Василий Павлович служил военным врачом в Украине, в Польше, хотя родные места тянули, ведь здесь он родился, закончил школу. Кроме младшей дочери в этой дружной семье подрастали старший сын Борис и средняя дочь Татьяна. Выделили им квартиру в половинке щитового домика в тихом переулке. Тогда об учителях, врачах, других специалистах заботились, хотя не в хоромах селили, но и этим квартирам были безмерно рады. Я помню ее родителей, на редкость удивительных людей, щедрых на доброту и благородные поступки, гостеприимных и радушных.

- Когда пришло время определяться с профессией, они лишь только Борису настоятельно рекомендовали поступать в военное училище, – вспоминает те дни Любовь Васильевна. – В школе мы все учились хорошо, краснеть за нас не приходилось, и будущую специальность родители нам не выбирали. Да и с Борисом беседы вел больше папа, мама ему доверяла, на ней было наше хозяйство. Средняя сестра Татьяна тоже самостоятельно стала педагогом, правда, потом ей тоже в армии пришлось послужить.

Школу Люба закончила с серебряной медалью, о будущем не задумывалась — только в медицинский институт. Фактор династии сработал? Да вроде нет, сколько себя помнит, мечтала стать доктором. В институт поехала с папой, просто одной было боязно, ни о каких-то блатных связях и речи не шло. Уверена в себе была как никогда, а в результате провалилась. Но сдаваться не собиралась, сдала документы в медицинское училище, закончила его с красным дипломом, и снова в институт.

- На этот раз папа сказал: «Езжай, дорогая моя, одна, обходись без нянек», – ей надолго запомнился тот разговор. – И решила я, что пора к самостоятельности приучаться, собралась, поехала и поступила.

«Диплом в руках, с ним только в Алексеевку»

Я уж не буду глубоко вдаваться в тонкости получения медицинских наук, но вернулась Любовь Васильевна домой дипломированным терапевтом, хотя возможностей остаться в городе в приличных клиниках хватало с избытком. Только она стремилась домой, да и постаревшие родители уже требовали внимания и заботы.

- Спешу сообщить вам, уважаемый доктор, что такого рода специалистов у нас полный комплект, – несколько остудил ее профессиональный пыл главный врач Павел Викторович Быков. — Мне невропатолог нужен, так что отправляйся ты, уважаемая Любовь Васильевна, в город Ставрополь на учебу.

Вот так и стала она неврологом, причем ничуть об этом не жалеет. Слов нет, специальность сложная, в первую очередь доктор лечит душу пациента, а потом уж все остальное. А помнит ли она своего первого, сложного пациента? Ответила на вопрос с ходу, но об этом чуть позже. Она всегда горела желанием постичь все тонкости и сложности, видимо, поэтому до сих пор учится. Были случаи, когда ехала на курсы даже за свой счет. Неужели полученных в свое время знаний, а главное, богатейшего опыта, не хватает?

- Да дело не в том, что такого рода багаж не очень богатый, медицина постоянно совершенствуется, и я не хочу отставать, – на этот счет у доктора Кулаковой позиция однозначная. – Если говорить простым, доступным языком — нужно применять все новые методики, препараты, которые помогут достичь результата, и при которых больной получит эффективную помощь. Вот, например, уже скоро надо получать аккредитацию на дальнейшую врачебную деятельность, а это лекции в режиме онлайн, ведь необходимо набрать нужное количество баллов.

У ее кабинета в поликлинике всегда столпотворение, потому что ей верят и на нее надеются. Но это только маленькая часть работы, в стационаре ждут больные, на дому. Что греха таить, и к ней домой тоже едут и идут, и как откажешь. С горечью приходится констатировать, что заметно помолодел инсульт, и эта напасть ее практически основной профиль, а еще бытовая, житейская неустроенность стала частой причиной для заболеваний нервной системы. Я спросил Любовь Васильевну, а каким должен быть врач: добрым, жестким, а может даже жестоким, ведь зачастую он причиняет человеку физическую боль?

– Если я вижу, что пациент по самую макушку загружен житейскими проблемами, а тут еще и болячки прицепились, и он пришел ко мне с последней надеждой, то попробую его успокоить, просто пожалеть, – об отношениях с пациентами она говорит предельно откровенно. — Но если человек нытик, сам поставил себе диагноз, и ни во что не верит, с ним разговариваю жестко, порой на повышенных тонах, но для его же пользы.

Не знаю, открою ли я великую тайну или нет, но людская молва утверждает, что одно время в стационаре Кулакова оставалась одна. Может сама признается?

- Что скрывать, было дело, – махнув рукой, вздыхает Любовь Васильевна. — Так ведь не от хорошей жизни в одиночку лечила, просто так сложились обстоятельства. А доктор и должен быть, в какой – то степени, универсалом. Ну, зашивала раны, а что делать, если больше некому. Но только не надо из меня делать героя нашего времени, есть больные, которые недовольны и это их право, может, действительно, я ошибаюсь, хотя стараюсь помочь всем. Идеальных людей и специалистов не бывает.

Надежда только на своих

Мы долго договаривались о встрече, но Любовь Васильевна только приехала с очередных курсов, и пробиться к ней в это время было просто невозможно. А здесь традиционное воскресное дежурство, и о чудо, на редкость спокойное, и никто не мешает. Хотя через час в ординаторскую то и дело заглядывал народ, ее ждали. Заговорили о врачебных ошибках, сложностях профессии, просто о наболевшем.

- Я редко на жизнь и работу жалуюсь, сами себе судьбу выбираем, — отвечая на эти вопросы, говорит медленно, вспоминая о былом. – Банальщину скажу, но от ошибок никто не застрахован. В самом начале моей карьеры умер пациент, прямой вины не было, а вот косвенная присутствовала. Разревелась тогда до истерики и заявление отнесла. На следующий день вызвал меня Павел Викторович Быков и такой разгон устроил, а кто его знал — он это умел, и я его услышала. Хороший был руководитель, жесткий, но справедливый. Я никогда не критикую решения вышестоящего начальства, им видней, на то они и поставлены, но очень сильно переживаю, когда по правилам трехуровневой медицины пациента надо обязательно отправлять в Урюпинск. Я вижу, что могу помочь, а мне нельзя. Но пресловутый золотой час никто не отменял, а мы, к сожалению, несколько часов теряем. Очень переживаю в такие моменты.

В районной медицине сегодня кадровый голод, в первую очередь не хватает врачей. Вроде бы и зарплата у них приличная, только не едут, а которые и приезжают, задерживаются ненадолго. В чем причина?

- Сегодня можно рассчитывать только на своих, алексеевских докторов, – свое мнение на этот счет с уверенностью высказала Любовь Васильевна. — Пойми, наших держит не только работа, но родной дом, так называемые корни алексеевские. У приезжих нет этого, вот и бегут они от нас без оглядки. Да и если быть откровенной до конца, хорошие доктора не будут с места на место перепрыгивать. Вот смотри, сейчас основной костяк здравоохранения составляют местные, алексеевские: Павел Никитин, Владимир Харламов, Татьяна Линькова, Виктор Колпачков, Ольга Шевырева, набираются опыта молодые доктора Ирина Назарова, Юлия Инякина. Коллеги Ирина Бакановская и Наталья Касьянова, хоть и приехали к нам из Таджикистана в девяностые годы, но давно стали своими. Наши они и есть наши.

Немного о личном

Еще раз повторяю, такое понятие, как свободное время, для Любови Васильевны весьма условное. Она часто вспоминает то время, когда муж Владимир Николаевич служил в милиции в должности следователя. Представляете семейство, когда супруги дома, словно гости, и нечастые. Тут уж выкручивались, как могли. Судьба – матушка не всегда была к ней благосклонна, била так, что врагу не пожелаешь.

- Чем спасалась от потрясений и потерь? – в глазах непрошенные слезы и боль. — Наверное, опять же работой, Володя с сыном Павлом поддерживали, за что я им очень благодарна. С горем смириться невозможно, но надо жить.

Сейчас у Владимира Николаевича работа более предсказуемая. На хозяйстве в основном он, сын Павел учится в Волгограде, собирается стать пожарным.

Народ поговаривал, что, мол, сама врач и тяжелые стрессовые ситуации преодолевает с помощью каких – то чудодейственных препаратов.

- Глупости все это, – она напрочь отвергает такого рода домыслы. — Колоссальные нагрузки, стрессы снимаю одним единственным способом – крепким сном. Других лекарств нет. А еще люблю походы в лес, наша дивная природа очень успокаивает. Путешествовать с некоторых пор не хочу, лучшее место отдыха – турбаза на Хопре.

А что скажут о докторе Кулаковой коллеги?

Роза Маратовна Кожух, главный врач Алексеевской ЦРБ: «Очень добросовестная, отзывчивая, профессионально подготовленная. Ее уважают коллеги, пациенты, она просто безотказный человек. На этого доктора я, как главный врач, всегда могу положиться».

Павел Геннадьевич Никитин, хирург Алексеевской ЦРБ: «Высочайший профессионализм, ответственное отношение к своей работе, забота о пациентах, умение находить выход из сложнейших ситуаций – основные качества доктора Кулаковой. Рядом с ней легко работать, всегда можно рассчитывать на добрый совет и поддержку».

Владимир Александрович Харламов, врач – анестезиолог Алексеевской ЦРБ: «С ней бок о бок мы работаем почти 24 года. Срок немалый, чтобы узнать друг друга. Скажу откровенно, с ней легко и сложно, но в целом комфортно. Она мгновенно принимает решения, причем успевая их взвесить и обдумать, очень грамотный специалист, пользуется огромным уважением среди коллег и многочисленных пациентов. Она уверена в себе, всегда собрана, практически не теряется при любых, даже критических обстоятельствах. Как человек Любовь Васильевна отзывчивая, всегда готова прийти на помощь».

Блиц-опрос на заданные темы

Ну, а какая Любовь Васильевна в жизни, я постарался узнать посредством небольшого блиц-опроса.

- Самое высокое достижение?

- Почетная грамота Министерства здравоохранения России.

- Самое неприятное решение, которое приходилось принимать по работе?

- Знаешь когда можешь помочь, но мешает ряд обстоятельств.

- Ощущения, которые хотелось бы испытать или, наоборот, избежать.

- Спокойствия и любую утрату.

- С кем из исторических личностей Вы хотели бы встретиться?

- С великими докторами Пироговым и Павловым. Уверена, у них и сейчас многому можно поучиться.

- Любимые время года, праздник, песня, цвет, блюдо, тост, спиртной напиток, увлечение?

- Новый год, «Стою на полустаночке», голубой, блины, «За здоровье», напиток домашнего приготовления, вязание.

- В какую эпоху хотели бы жить?

- Однозначно во времена Советского Союза.

- Чего Вам не хватает в жизни?

- Уверенности в завтрашнем дне.

- Кому, ни при каких обстоятельствах не подадите руки?

- Тем, кто предал, либо обманул меня.

- А с кем могли бы пойти в разведку?

- С друзьями детства.

- Кого жалеете в этой жизни?

- Детей, всех без исключения.

Эпилог

Недавно она отпраздновала юбилей. Своих лет не скрывает, с улыбкой говорит, что вот и полтинник подкрался. Пусть поздравления будут с опозданием, но уверен, что меня поддержат многие ее пациенты и с большим удовольствием присоединятся к пожеланиям. Всего Вам доброго, удачи, здоровья, счастья и задора, уважаемая Любовь Васильевна.

Я долго думал, прежде чем подготовить публикацию про Любовь Васильевну Кулакову. Присутствовали сомнения, не хватало уверенности в полной объективности. Но один веский аргумент перевесил все остальные. Помните вопрос о первом и довольно сложном пациенте? Так вот, им был автор этих строк. Тогда, в 1995 году, вчерашняя выпускница медицинского института в полном смысле этого слова поставила меня на ноги после сложнейшего инсульта, вместо инвалидности я стал работать. А было мне всего 33 года. И всеми своими профессиональными достижениям отчасти обязан этому человеку. В 1996 году по воле счастливого случая, и по совету Бориса Васильевича Обухова, брата Любови Васильевны, меня приняли в Московском кардиологическом центре академика Е.М.Чазова и впоследствии госпитализировали. Когда закончилось обследование и готовили к выписке, заведующий отделением профессор В.А.Могилевский спросил меня: «А кто проводил Вам восстановительное лечение?». Я ответил, что молодой доктор, только что со студенческой скамьи. «Вы ей в ноги должны поклониться, у нее блестящее будущее, поверьте, я в этих вещах хорошо разбираюсь».

Это действительно оценка способностей, и добавить к этому просто нечего.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

438